Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

28 мая 1938 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об образовании Мурманской области. В состав области входили Кировский, Кольский, Ловозерский, Полярный, Саамский, Териберский, Терский районы и город Мурманск, выделенные из Ленинградской области, а также Кандалакшский район, выделенный из Карельской АССР. Затем в состав области были включены районы западной части полуострова: весь полуостров Рыбачий, посёлки Алакуртти, Куолоярви и Печенгский район.

Мурманская область расположена на северо-западе Российской Федерации и является одним из стратегических регионов страны в составе Северо-Западного федерального округа. На юго-западе область граничит с Республикой Карелия, а на западе и северо-западе – с Финляндией и Норвегией. Мурманская область – один из немногих регионов, где Россия имеет общую границу с Европейским Союзом и странами НАТО.

В регионе базируется Северный флот ВМФ России. Мурманск – крупнейший незамерзающий порт России, расположенный за Полярным кругом. Он является базовым по обеспечению перевозок грузов в районы Крайнего Севера, Арктики и дальнего зарубежья. Эксплуатация уникальных по своим возможностям атомных ледоколов позволила обеспечить круглогодичную навигацию в Западном секторе Арктики.

Область занимает важное геополитическое положение по отношению к индустриально развитым регионам, с которыми она связана наземными, водными и воздушными магистралями. Приграничное положение, значительные экспортные возможности и имеющиеся транспортные коммуникации создают хорошие условия для расширения сотрудничества с зарубежными странами. Мурманская область является активным членом международного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

Мурманская область располагает разнообразными природными ресурсами. В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья. В настоящее время добывается более трёх десятков полезных ископаемых, наибольшую ценность из которых имеют медно-никелевые, железные, нефелин-апатитовые руды и руды редкоземельных металлов. Значительны запасы слюды, керамического сырья и сырья для строительных материалов, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней.

На шельфе Баренцева моря открыты богатые залежи нефти и газа, в числе которых получившее мировую известность Штокмановское газоконденсатное месторождение. Освоение этого уникального месторождения в перспективе позволит удовлетворить потребности в газе всего Северо-Запада России на многое годы.

Площадь Мурманской области составляет 144,9 тыс. кв. км. Наибольшая протяжённость с запада на восток – около 550 км, с севера на юг – 400 км. Почти вся территория лежит севернее Полярного круга и располагается на Кольском полуострове. Только западный и юго-западный участки области выходят на материк. Также к территории области относятся и множество островов Баренцева и Белого морей. Северные берега омываются Баренцевым морем, его акватория – 1424 тыс. кв. километров. Восточная и юго-восточная границы образуются берегами Белого моря (90 тыс. кв. километров), которое в отличие от Баренцева моря, обогреваемого Гольфстримом, зимой замерзает.

На территории Мурманской области две физико-географические зоны: тундра и тайга. Рельеф – горы, впадины, террасы. Хибины, Ловозерская тундра, Мончетундра и другие горные массивы возвышаются над уровнем моря на 800-1200 метров. Более или менее обширные равнины заняты болотами и озёрами. Встречаются и сравнительно ровные приподнятые участки – плато. К Баренцеву морю Кольский полуостров спускается почти одинаковыми ступеньками – террасами. В целом западная часть области более гористая, чем восточная.

Климат Мурманской области арктически-умеренный, морской, однако на него оказывает влияние ветвь тёплого течения Гольфстрим, поэтому он относительно мягкий. На севере полуострова, где почти полтора месяца не показывается солнце, средняя температура зимой – минус 14 градусов, столько же, только со знаком плюс – летом, когда солнце не покидает небосвод. В центре и на юге полуострова в зимние месяцы морозы достигают  минус 40-50 градусов. Зато лето здесь суше и значительно теплее. Наиболее тёплый участок области – южное прибеломорье. В восточных районах климат суровее, там наблюдается наибольшее число дней со штормами. Среднегодовая норма осадков в нашей области около 400 миллиметров. Чаще они выпадают в виде снега, который держится 250 дней, а в холодные годы значительно дольше.

Полярная ночь на широте Мурманска длится со 2 декабря по 11 января. Продолжительность полярного дня в области колеблется от 17 суток в южной части, до 72 – в северной. В Мурманске солнце не уходит за горизонт с 22 мая по 22 июля.

Мурманская область – один из самых озёрно-речных участков России. Здесь более 100 тысяч озёр. Густота речной сети значительна. Некоторые реки имеют длину более 200 километров. Самая крупная река – Поной (426 километров). Ледостав на реках длится до 7 месяцев в году. Вскрытие рек обычно происходит в мае.

Крупнейшие озёра: Имандра – 876 кв. километров, Умбозеро – 422 кв. километра. Наиболее крупные водохранилища: Верхнетуломское – 745 кв. километров, Княжегубское – 610 кв. километров. Все материковые пресные водоёмы области отличаются крайне низкой минерализацией (особенно мало в воде кальция, сульфатов, фтора).

Административно-территориальное устройство Мурманской области состоит из следующих территориальных единиц: 5 городов с подведомственными территориями (Апатиты, Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори); 6 районов (Кандалакшский, Ковдорский, Кольский, Ловозерский, Печенгский, Терский); 5 закрытых административно-территориальных образований (поселок Видяево, город Заозёрск, город Островной, город Североморск, Александровск). На территории области находится 140 населённых пунктов, из них: городские населённые пункты: 16 городов и 12 посёлков городского типа; 112 сельских населённых пунктов. В области – 40 муниципальных образований.

Численность населения области, по предварительной оценке, на 1 января 2015 г. составила 766,3 тыс. человек, в том числе городского – 709,5 тыс. человек (92,6%), сельского – 56,7 тыс. человек (7,4%). За 2014 г. численность постоянного населения Мурманской области сократилась на 4,8 тыс. человек. В 2014 г. численность экономически активного населения в Мурманской области составила 458 тыс. чело­век или 74,2% от общей численности населения области в возрасте, установленном для измерения экономиче­ской активности населения (15-72 года).

Контрольно-надзорная деятельность Управления Росприроднадзора по Мурманской области за 2017 год

 

В 2017 году инспекторами Управления Росприроднадзора проведено 195 проверок (включая рейдовые осмотры, привлечение сотрудников Управления в качестве специалистов) соблюдения требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.

Комплексные плановые (выездные) проверки – 18.

Внеплановые целевые проверки – 74 (26 выездных и 48 документарных), из них:

69 проверок по выполнению предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

3 проверки выполнения уведомлений Роснедр о допущенных нарушениях условий пользования недрами;

1 проверка по обращению гражданина о присутствии сильного запаха хлора на территории АО «Мончегорскводоканал»;

1 проверка по требованию военного прокурора гарнизона Заозерск о проведении внеплановой проверки ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Государственные инспекторы Управления приняли участие в 3 проверках, проводимых органами прокуратуры Мурманской области; в 1 внеплановой выездной проверке, проводимой Департаментом Северо-Западного Федерального округа в отношении ПАО «Мурманский морской торговый порт».

Проведено 99 рейдовых осмотров. Рейды проводились по территории Мурманской области с целью выявления фактов нарушений режима использования водных объектов, земельных участков и лесов в водоохранных зонах, проверки соблюдения противопаводковых мероприятий на водных объектах Мурманской области, осуществления государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды во внутренних морских водах Белого моря, выявления мест несанкционированного размещения отходов, а также установления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся возможными нарушителями природоохранного законодательства.

По результатам проверок, проведенных Управлением за 2017 год, выявлено 85 нарушений, устранено 58 нарушений, выдано 80 предписаний и 7 представлений, выполнено 65 предписаний (с учетом выданных в 2016 году) и 7 представлений, по остальным предписаниям сроки исполнения не наступили.

За 2017 год инспекторами Управления возбуждено 231 административное дело, в том числе по результатам плановых и внеплановых проверок – 154. В Управление поступило 50 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях из органов прокуратуры. Инспекторами Управления вынесено 133 постановления о назначении административного наказания.

Для рассмотрения по подведомственности и принятия административных мер судьями Мурманской области (мировыми и районными), направлены материалы по 120 административным делам. По представленным материалам об административных правонарушениях (в том числе в конце 2016 года) органами судебной власти вынесено 99 постановлений о назначении административных наказаний по протоколам, составленным должностными лицами Управления.

Всего за 2017 год предъявлены штрафные санкции на сумму 5 881,0 тыс. рублей, взыскано 8 097,1 тыс. рублей (с учетом постановлений, вынесенных в 2016 году).

Суммарный объем средств, израсходованный поднадзорными объектами в 2017 году на выполнение природоохранных, водоохранных мероприятий и геологоразведочных работ в целях исполнения предписаний государственных инспекторов составил 43 428,9 тыс. руб.

В 2017 году Управление продолжило активную работу по исполнению поручения Министра природных ресурсов и экологии РФ о реализации комплекс мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных несанкционированным размещением отходов производства и потребления.

За время исполнения поручения, с августа 2011 года, на территории Мурманской области было выявлено 256 мест несанкционированного размещения отходов на суммарной площади 52,79 га, в том числе в 2017 году выявлено 13 мест несанкционированного размещения ТБО на общей площади 0,72 га. За данный период благодаря усилиям Управления ликвидировано 156 несанкционированных свалок на общей площади 19,90 га, в том числе за 2017 год ликвидировано 2 несанкционированные свалки на общей площади 0,02 га.

 

Претензионно-исковая, судебная практика

 

В 2017 году Управление Росприроднадзора по Мурманской области приняло  участие в 178 судебных заседаниях, за аналогичный период прошлого года – в 310 заседаниях.

Так, в 2017 году в Арбитражном суде Мурманской области и других судах рассматривалось 80 дел на 178 судебных заседаниях, в то время как в 2016 году рассматривалось 104 дела, по которым состоялось 310 судебных заседаний, в 2015 году – 73 дела на 239 заседаниях, в 2014 году – 85 дел на 213 заседаниях, в 2013 году – 90 дел на 164 заседаниях.

Из них в пользу Управления разрешено в 2017 году 53 дела (79,1 % от общего количества рассмотренных дел), в 2016 году – 60 дел (87 % от общего количества рассмотренных дел), в 2015 году – 55 дел (83 %),  в 2014 году – 48 дел (71%), в 2013 году – 68 дел (84%).

По обжалованным постановлениям по делам об административных правонарушениях в 2017 году рассмотрено 41 дело (51,3 % от общего количества рассмотренных дел Управления, из них в пользу Управления 78%), в 2016 году рассмотрено 36 дел, из них 78 % в пользу Управления, в 2015 году рассмотрено 25 дел, из них 68% в пользу Управления, в 2014 году рассмотрено 28 дел, из них 91% в пользу Управления, в 2013 году рассмотрено 12 дел, из них 80% в пользу Управления.

Всего в 2017 году Управлением подано 10 исков по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) на общую сумму 197 451 тыс. рублей, в 2016 году подано 27 исков по взысканию платы за НВОС на общую сумму 219 522,5 тыс. рублей, в 2015 году было заявлено 22 иска на сумму 17 249,6 тыс. рублей, в 2014 году – 10 исков на сумму 1 006,027 тыс. рублей, в 2013 году было заявлено исков на общую сумму 256 819 тыс. рублей по 7 делам. Уменьшение количества предъявляемых в судебном порядке исков по взысканию платы за НВОС свидетельствует об активной досудебной работе с природопользователями – плательщиками платы за НВОС.

 

Государственный контроль в сфере охоты и за ООПТ

 

Реализация полномочий Управлением Росприроднадзора по Мурманской области при осуществлении контрольно-надзорной деятельности за ООПТ федерального значения Мурманской области, проводится в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению физическими, юридическими и индивидуальными предпринимателями природоохранного законодательства РФ на территории ООПТ федерального значения, специалистами Управления осуществляется:

  • федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях   ООПТ федерального значения;
  • федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на ООПТ федерального значения;
  • федеральный государственный надзор в области охраны и использования ООПТ федерального значения;
  • федеральный государственный охотничий надзор на ООПТ федерального значения;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на ООПТ федерального значения.

На территории  Мурманской области расположены следующие особо охраняемые природные территории федерального значения:

  • ФГБУ «Кандалакшский государственный природный заповедник» (площадь 70,5 тыс. га);
  • ФГБУ «Лапландский государственный биосферный заповедник» (площадь 278,4 тыс. га);
  • ФГБУ «Государственный природный заповедник «Пасвик» (площадь 14,73 тыс. га);
  • ФГБУ Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук (далее – ФГБУ «ПАБСИ КНЦ РАН»).

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 № 130 «О создании национального парка «Хибины» в Мурманской области на территории муниципальных образований «Городской округ г. Кировск с подведомственной территорией», «Городской округ г. Апатиты с подведомственной территорией» и «Городской округ г. Оленегорск с подведомственной территорией» создан национальный парк «Хибины» общей площадью 84804 гектара, включая земли лесного фонда площадью 78265 гектаров, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения площадью 2 гектара и земельные участки иных собственников и пользователей общей площадью 6537 гектаров (без изъятия их из хозяйственного использования).

Три государственных природных заказника федерального значения (общая площадь 394,37 тыс. га):

  • государственный природный заказник федерального значения «Канозерский».   Площадь – 65,667 тыс. га;
  • государственный природный заказник федерального значения «Мурманский тундровый». Площадь – 295,0 тыс. га;
  • государственный природный  заказник федерального значения «Туломский». Площадь – 33,7 тыс.га.

Четыре памятника природы федерального значения:

  • «Залежь Юбилейная» в Ловозерских горах;
  • «Астрофиллиты горы Эвеслогчорр» в Хибинских горах;
  • «Эпидозиты мыса Верхний наволок» на полуострове Толстик в Кандалакшском заливе;
  • «Озеро Могильное» на острове Кильдин в Баренцевом море.

 

Контроль (надзор) за соблюдением ограничительных норм на территории ООПТ федерального значения осуществляется государственными инспекторами Управления в рамках проведения плановых, внеплановых, рейдовых выездных проверок ООПТ федерального значения Мурманской области.

В 2017 году проведено 14 рейдовых осмотров с целью выявления фактов нарушений режима использования объектов ООПТ федерального значения Мурманской области, а также установления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся возможными нарушителями природоохранного законодательства. По результатам рейдовых осмотров было возбуждено 9 дел об административных правонарушениях (нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).

В марте и апреле 2017 года Управлением по указанию Росприроднадзора были проведены рейдовые осмотры готовности к пожароопасному периоду ФГБУ «Лапландский государственный природный биосферный заповедник», ФГБУ «Кандалакшский государственный природный заповедник», «Государственный природный заповедник «Пасвик», ФГБУ «ПАБСИ КНЦ РАН», в ходе которых осуществлялся контроль за обеспечением мероприятий по пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях ООПТ федерального значения. Выявлено одно нарушение, выдано предписание об устранении нарушения природоохранного законодательства РФ.

В 2017 году Росприроднадзором рассмотрено заявление Федерального государственного бюджетного учреждения науки Мурманский морской биологический институт Кольского научного центра Российской академии наук (ФГБУН ММБИ КНЦ РАН) и выдано разрешение на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации – вылов 50 особей водных биологически ресурсов – Кильдинская треска (лат. Gadus morhua kildinensis) для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим возвращением отловленных особей в естественную среду обитания.

Также Управлением в 2017 году были выданы два заключения (разрешительного документа) на вывоз морского ежа зеленого (лат. Strongylocentrotus droebachiensis).

Государственный земельный надзор

 

Управление Росприроднадзора по Мурманской области осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

  • обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
  • требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
  • режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
  • требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
  • предписаний, выданных должностными лицами Росприроднадзора в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

В 2017 году на территории Мурманской области при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые) было нарушено 19369 га земельных участков, из них 1,46 га прокультивировано.

Нарушение требования земельного законодательства выявлено в деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива «Тундра», юридическое и должностное лица привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

В 2017 году по решению 13 Арбитражного суда с ПАО «Аэропорт Мурманск» было взыскано 2 184 360 рублей в счет возмещения вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды.

 

Государственный геологический надзор

 

За 2017 год инспекторами Управления проведено 14 проверок (3 плановые и 11 внеплановых) недропользователей, проверено 15 лицензий.

Выдано 9 предписаний об устранении нарушений природоохранного законодательства, исполнено 15 предписаний.

Представления на досрочное прекращение права пользования недрами в связи с невыполнением условий лицензий по результатам проверок ЗАО «Карик» и ЗАО «Ловно» направлены в Росприроднадзор. Приказом Федерального агентства по недропользованию от 09.10.2017 № 441 досрочно прекращено право пользования недрами по лицензии МУР14810ТЭ, предоставленное ЗАО «Карик».

По фактам нарушений законодательства в сфере недропользования государственными инспекторами Управления рассмотрено 15 дел об административных правонарушениях, из них: 7 дел в отношении юридических лиц и 8 дел в отношении должностных лиц.

Фактов самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых не выявлено.

 

Государственный надзор за водными ресурсами

 

За 2017 год инспекторами Управления проведено 27 внеплановых целевых проверок водопользователей, по результатам которых выявлено 35 нарушений, устранено 12 нарушений (с учетом выявленных в 2016 году), выдано 35 предписаний.

По фактам нарушений законодательства в сфере надзора за водными ресурсами вынесено 77 постановлений о назначении административного наказания.

 

Разрешительная деятельность и нормирование

 

За 2017 год рассмотрено 46 материалов на утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждены лимиты на размещение отходов для 37 предприятий, выдано 79 разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и 17 разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Рассмотрено 35 лицензионных дел, предоставлено 22 лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I – IV класса опасности, переоформлено 11 названных лицензий, отказов в предоставлении/переоформлении лицензии – 2.

Принято 27 отчетов субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) для объектов федерального экологического контроля.

Направлено 198 паспортов отходов в ФБУ «ФЦАО», принято к учету – 1024.

В 2017 году проведено 13 государственных экологических экспертиз, подготовлено 11 положительных заключений и  2 отрицательных заключения ГЭЭ.

 

Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду

 

Фактическое поступление в консолидированный бюджет Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году составило 139824,89 тыс. рублей, в том числе: в федеральный бюджет – 6991,24 тыс. руб.; в областной бюджет – 55929,96 тыс. руб.; в бюджеты муниципальных образований Мурманской области – 76903,69 тыс. руб.

По результатам анализа поступлений в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от доходов, администрируемых Управлением Росприроднадзора по Мурманской области в части платы за негативное воздействие на окружающую среду, установлено снижение суммы поступлений в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что обусловлено следующими изменениями в действующем законодательстве.

В 2016 году постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» внесены изменения, регулирующие вопросы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (с 01.01.2016 введены ставки платы, взамен ранее действующих нормативов платы, с исключением ряда дополнительных коэффициентов).

В силу п. 10 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Также, абзац 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за НВОС, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В 2017 г. Управлением Росприроднадзора по Мурманской области активно велась претензионно-исковая работа, направленная на взыскание с природопользователей задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Всего в 2017 году было подано 7 исков по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду на общую сумму 9 620,55 тыс. рублей.